С каждого индиянца ежегодно по ефимку

Моя записная книЖЖка

западня честолюбия
lev_dmitrich lev_dmitrich
Previous Entry Share Next Entry
Выписка из секретного журнала полковника и коменданта персидского города Дербенда
16 марта 1723 г.

грузины


16-го дня марта прислал армянской архиерей Мартин, который обретается в деревне Каракурте, с армянином Кули Вартановым к Дербентским командирам, в котором написано против писем из Дербенда от армян, чтоб он, архиерей, прислал ведомость, что там чинится, и оное переведено:

Которые письма, вы к нам писали, что: его императорское величество был в Дербене, и оные мы получили и ныне ведаем и верим тому, что его императорское величество был в Дербене и тому радуемся и которые письма от вас мы получили, те ж письма послали в Шемаху к армянам, чтоб и шемахинские армяне о его императорском величестве ведали и радовались, что был в Дербене, и из Шемахи армяне к нам писали о многих случаях во известие, токмо до вас писать мне ныне нельзя того ради, что ежели такие послашные к вам от меня ведомости о здешних состояниях на дороге неприятельские татаре возьмут, то нас всех погубят, понеже прежде сего я посылал до вас письменные ведомости о здешних состояниях с армянином Назаром трижды и те мои письма на пороге у него отбирали и читали и хотели нас за то всех рубить, но едва господь спас и того ради ныне больше к вам никакой ведомости послать не смею; так ли вам доношу о Тифлисском Вахтанге. Приходил к нему турецкой посол и просил у него, Вахтанга, городового ключа и Вахтанг тому турецкому послу ключа не дал и отказал, и ныне он, Вахтанг, живет во всякой опасности от турка, чтоб они, турки, в Тифлис не ворвались впезапу.

А ежели хотите ведать о армянских людях: оных ныне в сборе сорок одна тысяча около Куры и все готовы, и которые де на той стороне Куры реки басурманы армянам в руки попались, тех де басурманов порубили и армяне ныне де в которых деревнях обретаются христиане, все ожидают его императорского величества и о том молятся богу, чтоб его императорское величество прибыл и выручил бы, яко из фараонских рук. Понеже которые христиане обретаются на шемахинской стороне и оных армян басурманы приводят в свой закон неволею, а именно где я родился, в деревне Шахе; во оной принудили басурманы армян в басурманской закон, от мала и до велика, мужеска и женска иолу 6065 человек, также и в других деревнях, о чем подробно писать не смею. И того ради ныне везде армянам в басурманских владениях плачь неутешимый и о сем вам пишем, дабы оное его императорскому величеству было донесено и от такового бы утеснения его императорское величество выручил нас, ради Христа и ради богородицы, понеже души и телеса наши все влекут во огне.

И ныне в здешних местах армян побрано в полон три доли и обасурманено; а не взято армян, которые уцелели от басурманских рук, одна доля. И ныне токмо надеемся на небесного бога и на земного великого императора, дай ему господи здравствовать много лет и дай ему боже помощи своей. И просит господина полковника и коменданта Дербенского, чтоб от своей честности к нему, архиерею, прислал писание о своем здоровье, чтоб де нам на оное смотря радоваться всем; дай боже вашей милости много лет.

Хотел я вам писать с помянутым же Назаром обо всем; да ныне не смею, того ради, что прежде сего он, Назар, попадался татарам трижды.

Бакинцы де порубили Даут-бековых(прим.лезгинских) людей 98 человек.

Писать мне всего до вас нельзя, извольте спрашивать посланного от меня армянина Кули на словах, он обо всем знает.


карта закавввв


29 дня сентября пришел в Дербен из деревни Мушкуры армянин Орде и принес письмо из Шемахи от Сагака Яковлева и оное переведено:

Июля 25 дня писано.

Буди вашему великородию известно: июля 2-го числа Аджи войска собрал в то время, когда был турецкий посол, и с ним, послом, хотел; идти разорять деревню Кабалу, а с ними конницы было 3000; после того хотел идти с войском к армянскому войску и хотел им армян побить; после того три раза сбирался и хотел идти в Тифлис, чтоб оттуда взять войскова турецкова и придти в Шемаху, а ежели оттудова войскова турецкова он поднять не может, то подлинно знаю, что он уйдет куда ему можно, чтоб голову свою спасти; у Исмеева сына была такая мысль, чтоб ему ехать вместе с антихристом, а Хасбулат его, Исмеева сына, не отпустил; не надобно верить Исмееву сыну. Когда не прибыли сюда лезгинские, Шамхалов и Исмеев дети, тогда нам армянам житье было хорошо, а ныне при них Исмеевых и Шамхаловом детях наши братья армяне в огне горят; по всякой день у нас просят вина и чихирю и разорили нас до конца и пожитке свои все продали и покупали им вино и чихирь и все они ныне большие и малые заодно, не верьте им; от………. нам, антихрист сам из Шемахи пошел, а вместо себя оставил наипа и заказал антихрист армянам платья желтого и зеленого, чтоб не носили, а шапки велел обшивать лисьими хвостами: такое ныне наше житье, понеже им слышно, что русские сюды будут и для того нас разоряют.


чечен и лезгин

Да писал же он Исагак к Дербентским армянам: вы братья сберитесь, и пришел бейте челом господину полковнику и плачьте пред ним, чтоб нам прислали помощи; наше христианство все пропало и вы знайте, что сколько нам есть недругов, и отцы просили у турецкого посла: вы де своих каджар рубили, а наши де остались и он у них спросил: кто ваши каджары? и жиды говорили — армяне. Наше житье и ныне мы в их в руках крепко содержимся, они нашего и бога распяли, а ныне и нас хотят рубить саблями, сколько от нас жиды наших армян купили и продавали в землю Исмееву, и вы де помыслите об нас, как нам жить.


Ваш раб Исаак Калустов



Документы о политическом положении Закавказья (в первой половине 1723 г.)



?

Log in

No account? Create an account