С каждого индиянца ежегодно по ефимку

Моя записная книЖЖка

западня честолюбия
lev_dmitrich lev_dmitrich
Previous Entry Share Next Entry
Дух обитателей Эриванской области
erivan2

Права, данные шахом персидским сардару эриванскому, укрепляясь время от времени, до того распространились, что он наконец сделался полновластным владетелем области и более похожим на данника Персии, нежели на чиновника, поставленного временным правителем края. Пользуясь верховною властию, он не руководствовался даже и тем малым числом постановлений, которые, существуя во внутренних провинциях, составляют для них некоторый род коренных законов. Ничем не ограниченный, его воля была законом для подвластных ему и надобно думать, что он не поколебался бы совершенно отложиться от Персии, если б мог надеяться силою оружия поддержать свою независимость.

Сии обстоятельства и нрав правителя, действуя различным образом на подданных его, смотря по различию к нему отношений каждого, также по различию вероисповеданий управляемых им, по частным видам их и по степени благосостояния, которым они пользовались или желали и надеялись пользоваться-произвели в обитателях сей области видимое различие в характере с обитателями прочих частей. Персии и имели сильное влияние на дух разных сословий.

Бросая беглый взгляд на сей предмет, постараемся схватить главнейшие черты, составляющие оттенки оного.

Магометане


Чиновники.
Участвуя, более или менее, в правлении, пользуясь различными преимуществами, они, однако, зависели всегда от капризов властителя; но, привыкши к сему положению, научились вознаграждать неудобства оного, употребляя в свою пользу власть, которую имели над слабейшими. Притеснение разливалось от одного на другого и цепь сих угнетений обрушивалась на беднейший класс народа. Жадность к собственной выгоде, овладев душами, изгнала и помышления о пользе общей. Ежеминутно страшась бедствий, они всегда были готовы искать спасения в другом месте и следовательно, не имея отечества, не имели и понятия о любви к родине. Не зная, кому завтра принадлежать будут, они не могли питать благородного чувства народной гордости. Не питая в душах истинной приверженности к правительству, они неохотно делали для него самомалейшие пожертвования и скоро преклонялись на ту сторону, куда манили их личные виды.

Духовенство. Пользуясь фанатизмом мусульман и стараясь поддерживать оный и не довольствуясь одною духовною властию, духовенство чрез влияние на умы захватило часть нрав гражданских: вмешивалось в суды, разбирало ссоры, произносило приговоры и часто было страшно правительству. Невежество, в соединении с жестокостию, фанатизмом, корыстолюбием и многими другими пороками, составляет отличительную черту сего сословия. Здесь и теперь еще скрывается корень зла, который должен быть истреблен мерами кроткими, осторожными.

Купечество и ремесленники. Составляют большую часть жителей г. Эривани, они терпеливы, покорны, не слишком наклонны к обманам, не алчны к прибытку, даже несколько беспечны: и немудрено. К чему заботиться о приобретении богатства, если уверен что не позволят им пользоваться? Прямодушие заметно в их характере, узость, заменившая утонченную вежливость между знатными не обезображивает простоты нравов их, которые, сохраняя некоторую суровость, не могут быть, однако, упрекаемы зверством, весьма часто встречаемым в людях высшего состояния.

Простой народ. Грубее, суровее, предыдущего разряда склонен к грабежу; но имеет также и вышесказанные хорошие качества. Пороки его происходят от правления и образа жизни, нежели от природных склонностей и при хорошем управлении много хорошего от них ожидать можно. Постоянство, твердость характера верность заслуживают одобрения и в сем последнем отношении эриванцев не должно сравнивать с татарами, населяющими татарские дистанции в Грузии, которые, неоднократно увлекаясь единоверством с персиянами и турками, привыкли к изменам и при малейшем случае поднимают знамя возмущения. Прежнее поведение их дает им право на большую доверенность. Испытанные в школе бедствии, они с редким терпением переносили величайшие угнетения и, без сомнения, будут уметь дорожить переменою, если оная доставит им видимое благосостояние.

Куртинцы. Кочующее племя сего воинственного народа дышет разбоями; но неизменная преданость оного эриванскому правительству доказана опытами. Начальное обращение с ними русских имело желаемый успех: они оказывают уже готовность свою служить верно России и, соображая все обстоятельства, решительно можно положиться на обещания их, если непредвидимые обстоятельства не заставят их переменить свое расположение прежде, нежели оно успеет вкорениться. Храбрость их, привязанность к боевой жизни привычка переносить труды и недостатки могут принести большую пользу, если дадут им хорошее направление и будут уметь вести надлежащим образом.

Армяне. К общей системе угнетения, испытываемой всеми персидскими подданными, увеличенной, может быть, в Эриванской области неограниченным господствованием сардара, присоединялась-еще, для увеличения страданий бедствующих армян, врожденная к ним ненависть магометан — и все преступление их состояло в том, что они христиане. Лишенные всех прав, всякого покровительства, они должны были деньгами покупать малейшее облегчение участи своей; но средство сие могли употреблять только богатые. Управляемые духовенством, они, находясь среди магометан, гонимые ими, не изменили святому закону предков и во всей строгости сохранили все обряды веры своей; к чему также много способствовало и неукротимое к ним пренебрежение мусульман: несчастие более сближает людей между собою и сильна? укрепляет их в религии, надежнейшей помощнице в бедствиях

Приверженность армян к России не подлежит никакому сомнению: найдется ли человек, который бы предпочел тирана своего избавителю? И в короткое время они успели многими опытами доказать глубочайшую признательность свою за попечения и благо состояние их.

Общее заключение. Надо отдать полную справедливость быстроте понятий и вообще способностям обитателей этого края. Необразованные, закоснелые, даже в невежестве, они часто удивляют остротою и точности суждений. Армяне же эриванские тонкостию, гибкостию ума превзошли и магометан. Настало для них время возрождения и, может быть, после нескольких веков смутного сна, вновь воссияет для Армении цветущий век наук, искусств, художеств, древнейшие памятники коих, во множестве рассеянные по Эриванской области, доселе изумляют наблюдателя.

30 апреля 1828. г. Тифлис


Дневник второго путешествия господина генерал-лейтенанта Красовского для осмотра Эриванской области




Интересно, спасибо.

?

Log in

No account? Create an account