С каждого индиянца ежегодно по ефимку

Моя записная книЖЖка

. .. чем не ЖЖелтый Хач ?
lev_dmitrich lev_dmitrich
Previous Entry Share Next Entry
Договор касательно муафства армянского духовенства
Во имя бога милостивого и милосердного!

диван

Поводом для настоящей священной и всесильной грамоты, данной главой пророков, святым избранником Мухаммедом, — да благословит и охранит его бог! — послужило следующее:в отношении священников армянской общины, раисов и подчиненных им людей совершено благодеяние и принято и решено, что в порядке амана была установлена джизъя и устранена война.

По договору, заключенному пророком божьим, — мир ему! — дано распоряжение [обращаться] с упомянутой общиной согласно закону джизьи: каждый армянин (мужчина), как достигнет совершеннолетия, должен принять на свою голову джизью и уплатить четыре акче — один мысхал чистого серебра. А с армян, имеющих благородное происхождение или большое богатство, пусть не имеют в виду этого [обстоятельства] и не требуют с них большего, ибо установлена сумма в 4 акче серебром, так постановлено.

Ввиду того, что из церквей армян самая главная и престольная Ахтамарская церковь, с прилегающими и подчиненными ей местностями, потому пусть никто ничего не взыскивает в счет джизьи со священников, монахов и тех людей, которые служат их церквам и монастырям, ибо являются муафами.(прим.муафство - налоговый иммунитет, освобождение от государственных налогов). Пусть считают это обязательным и знают, что, если где-либо имеются священники, вардапеты или монахи, мусульмане и верующие не должны в обращении с ними отклоняться от этого порядка. Кто будет противиться этому постановлению, тот, значит, подчиняется проклятому и побиваемому камнями шейтану.

ах

И когда глава армян католикос Исаак услышал, что святой пророк из Мекки и Медины прибыл на границу для завоевания, поднялся со своего места и вместе со священниками, вардапетами и монахами отправился навстречу святому пророку, — да благославит и охранит его господь-бог! — изъявил покорность и [согласился], чтобы была назначена на голову армянского народа, т. е. своего народа, определенная сумма — джизья, и [просил], чтобы святой пророк, — да благословит и охранит его господь-бог! — милостиво соизволил подарить Ахтамарскому монастырю, являющемуся [его] местопребыванием, все церковные налоги (раем и ру сумат), взыскиваемые с армян, живущих в областях Вана, Эрзерума, Басена, Диарбекира, Бираджика, Багдада, Хамадана и в зависимых и прилегающих местностях.

В этом самом договоре, являющемся письмом пророка и написанном в присутствии собрания апостолов, велено в следующем порядке: если они построят какой-нибудь монастырь или какую-нибудь церковь, пусть они не выходят из установленных размеров, а если они окажутся не в силах, считать необходимым помочь им и дать им взаймы; если армяне не желают рассеяться, то пусть остаются в своих сёлах, в покорности и подчинении. Армян не брать в войско и, если на них двинутся [другие] войска, мусульмане обязаны отогнать эти войска, — пусть так поступают, ибо так было во время главы пророков. Если кто-нибудь сделает противное, то это значит, что он против воли бога и пророка, так как велено эти 4 акяе вносить как джизья. И это (т. е. 4 акяе) следует давать на месте (жительства); если же они больны или находятся на чужбине, то с них не требовать. Если кто-нибудь из армян попадет в плен и будет принадлежать нам, или мусульманин законно берет себе в жены армянку, пусть он не заставляет отречься от своей веры и обратиться в мусульманство, а оставляет на их усмотрение. Если монастырь или церковь их является вакфом, то не следует что-нибудь требовать с него. Пусть армяне за свои посевы платят с каждых 6 волов по 1 1/2 мода зерна, 1 лошадиный мешок (тобру) и 1 бечеву и пусть от них ничего другого не требуют. Армяне должны для себя считать обязательным подчиняться мусульманам и не отклоняться от их благосклонного слова. Если же какой-нибудь чуждый народ начнет вражду против мусульман, армяне не должны изменять, ибо это будет рассматриваться как измена в отношении бога и пророка. Пусть кровь армян, их добро и семью признают кровью, добром и семьей мусульманина и не вредят им.

Эту священную и всесильную, высочайшую и более яркую, чем солнце, грамоту католикос Исаак попросил у святого пророка и он, — да благословит и охранит его господь-бог! — даровал ему в присутствии апостолов самого последнего из пророков (Мухаммед).

Присутствующие свидетели:

Абу-Бакр Садик
Омар ибн-Хаттаб
Осман ибн-Аккан
Али ибн-Абиталиб
Мавкафа ибн-Айуб
Абу ибн-Юнис
Абдулла ибн-Мас’уд
Абдулла ибн-Юсуф
Хамза ибн-Абд-ул-Талиб
Фазл ибн-Сина
Зейд ибн-Ибрам
Самид ибн-Кейс
Сахл ибн-Натфа
Осман ибн-Карун
Абдулла ибн-Омар
Омар ибн-Ширин
Хашим ибн-ул-Гасир
Хасан ибн-Самид
Кааб ибн-Малик
Джафар ибн-Абуталиб
Харванд ибн-Захак
Зейд ибн-Аргам.

Эта священная грамота написана Муавием ибн-Сефян-ибн-Макумом в четвертом году появления величайшего пророка, — да благословит и охранит его господь-бог! — и находится в руках их (армян).

Да будет известно просматривающему эту грамоту, что католикос Григорис в дни правления Востанского хакима Карахан-бека в день пятницы прибыл в присутствие крепости Востан, имея при себе священный ферман пророка, — да благословит и охранит его господь-бог! — Там присутствовали все видные люди, которые увидели, прочитали, убедились и признали её. А посему составлен этот акт. Свидетелями были: мударрис медресе в Востане Хасан ибн-Хасан, молла Джибраил Ванский и все факихи Мадрасе.

Печать Карахан-бека;
имеется еще печать какого-то Османа.

свидетель Джибраил, и Осман из Востана.
свидетель Молла хаккарийцев Расул
битлисец молла Абубакр
востанец Тарум ибн-Осман
востанец Джалад ибн-Али и другие присутствующие.
В 991 г. (1583 г.)

Договор, приписываемый основоположнику ислама Мухаммеду, касательно муафства армянского духовенства, прав армянской церкви, размера подушного и других налогов, взимаемых с армян и вообще правового положения армянской общины, и утвержденный в 1583 г. по инициативе Григора Ахтамарци, востанским хакимом Карахан-беком




?

Log in

No account? Create an account