С каждого индиянца ежегодно по ефимку

Моя записная книЖЖка

Итс Ми
lev_dmitrich lev_dmitrich
Previous Entry Share Next Entry
Нефтяной город
Самый город тянется в виде полукруга по направлению от юго-запада к северо-востоку вдоль морского берега, окаймленный с северо-запада хребтом, за которым начинается песчаная степь. Татарское население приютилось в крепости, в возвышенной части города, над которой господствует высокая овальная башня. Про эту башню существует легенда, что с ее высоты бросилась в море дочь одного хана, которую отец отказался выдать замуж за любимого человека. Непостижимо, каким образом она могла попасть в воду, когда морской берег находится на расстоянии нескольких десятков сажен от башни. Если эта легенда справедлива, то надо полагать, что морской берег имел когда-то другие очертания, и на месте, где теперь суша, когда-то была вода. Между тем, наоборот, есть указания на то, что на месте, где теперь вода, когда-то была суша, так как под морскою поверхностью находятся остатки построек, вследствие вулканического переворота погруженных теперь в воду.


image


Преобладающие типы местного населения — армяне, татары и персияне. Весьма сильно бросается в глаза, что женщин на улице почти не видать. Объясняется это тем, что европейских женщин, или, точнее говоря, русских, сравнительно очень мало; большею частью это жены и дочери чиновников, служащих в конторах, управлениях и банках, т.е. более или менее зажиточные, выходящие на улицу, вследствие сильной жары, лишь в случаях крайней необходимости; только по вечерам можно их встречать в местном городском «саду». Русских женщин из простонародья очень мало; женская прислуга редка и ценится очень дорого; большею частью прислуживают мужчины-лезгины, персияне. Татарские женщины в услужение не идут. Более зажиточные татарки совсем прячутся дома; бедные же, которым приходится выходить, обыкновенно стараются быстро перебегать улицу, кутаясь в своих разноцветных чадрах и тщательно закрывая лицо от глаз прохожих.




image


Тяжелое впечатление производят эти пугливые существа, закутанные с головы до ног в длинные покрывала, боящиеся дневного света. Невольно поднимается в душе чувство жалости к этим женщинам, представляющимся воображению какими-то низшими существами в сравнении с нашими женщинами. Даже тяжелая нужда не освободила ее от веками унаследованного обычая прятать свое лицо от дневного света и людских взоров.

Такое же тяжелое впечатление производят и персияне-чернорабочие. Между тем как армяне составляют привилегированный, интеллигентный класс местного населения, задающий всему тон и отличающийся своей зажиточностью и богатством, татары и персияне, лишь в незначительном числе, пополняя ряды купеческого и вообще среднего класса, главной массой принадлежат к местным чернорабочим.



image

Трудно себе представить более жалких, безответных и вместе с тем безобидных существ, как эти «амбалы», — как их на месте называют, — с какой-то страдальческой покорностью несущие свой тяжелый крест. Как будто и теперь пред моими глазами стоит один из этих тружеников, с покорностью вьючного животного нагнувший свою спину, поверх которой маленький мягкий матрац или мешок образует нечто вроде седла; другой такой же труженик стоит возле него и нагромождает на его спину одну тяжесть за другой. Нагруженный громоздкой ношей, он в том же согбенном положении отправляется в путь, иногда на довольно далекое расстояние, по-видимому считая такой образ жизни вьючного животного совершенно в порядке вещей. Мне передавали, что нередко можно видеть, как подобный носильщик несет один на своей спине такую тяжелую вещь, как пианино; по всей вероятности, такая выносливость объясняется тем, что, благодаря приспособлению на спине упомянутого мешка или седла, носильщики приноровились при нагружении тяжестей всегда находить для них соответствующую точку опоры.


image

Эта выносливость тем более поразительна, что по своему внешнему виду и сложению они совсем не похожи на наших великорусских широкоплечих и здоровенных чернорабочих, а довольно невзрачны и тщедушны, причем потребности их доведены до minimum'а: все их питание заключается в чуреке — опресноке из муки, которые они себе сами готовят. Они редко пьют и при всей ничтожности их заработка они успевают сколотить копейку, пребывая в Баку в течение нескольких месяцев и возвращаясь обратно с заработанными деньгами на родину. В сравнении с крайней бедностью и издевательством над их личностью и «выколачиванием» последней копейки, которым они подвергаются на родине, их жизнь в Баку, хотя и полная лишений и тяжелого труда, представляется куда лучшей. Но вообще положение рабочих в Баку далеко не завидно. Особенно это следует сказать об условиях жизни рабочих на промыслах.

Б.Брандт "Из поездки в Баку " , 1899 год

Еще о Баку столетней давности

Сколько ведь лет прошло, а расхожий штамп про "низших существ" в чадрах всё ещё в моде

штамп //

Не безосновательно /

Re: штамп //

Да ну. Ксенофобия это. Нетерпимость к чужой культуре. То же самое ватничество

Re: штамп //

Исламу 15-й век , можете перечислить его достижения и вклад в общемировую культуру?

Re: штамп //

Гигиена, здравоохранение, правосудие, права женщин, архитектура, сохранение и переосмысление античной философии. Это только так, на вскидку..

Ислам ведь проигрывает информационную войну только последние 100 лет, со времен упразднения Халифата. Потоки грязи льются со всех сторон. Неужели, так важно вносить и свою лепту?

Edited at 2014-12-27 11:18 am (UTC)

Re: штамп //

Гигиена, //правосудие //права женщин,

Можно поподробнее ?


Лепты нет , есть история

Re: штамп //

Гигиена

Как таковая, Гигиена, конечно, была известна и в период джахилии, с незапамятных времен. Ведь это очень естественное желание человека - помыться. Чистота - это состояние, которое мы ощущаем физически, и оно нам приятно. Однако, если посмотреть на самый продвинутый город античности - Рим, мы увидим, что элементарную гигиену там могли себе позволить соблюдать далеко не все, а только богатые, ну, и что-то вроде среднего класса. Ведь для того, чтобы принять ванну, нужно чтобы рабы натаскали дров и согрели воду. Или нужно иметь деньги, чтобы заплатить за общественные купальни. Ну, положим, раз в месяц искупаться могли даже бедняки. А может и нет...

Ислам, впервые в истории, преподносит соблюдение гигиены не как развлечение для богатых и успешных, а как общеобязательную норму для всех сословий и слоев населения. Это гигиена без излишеств, достаточная и необходимая для поддержания здоровья и "ритуальной чистоты" (тахарат). Сегодня об этом легко забыть, потому, что Запад, научившись на ошибках прошлого, ввел стандарты гигиены, в чем-то, более строгие, чем в Исламе. Мусульмане, как бы, ушли на второй план. Жители Средней Азии даже дали русским повод считать, что все мусульмане - грязнули. Может, это связано с особенностями природных условий, недоступностью воды, нищетой... не знаю точно. Но если бы мусульмане в свое время не продемонстрировали миру пользу всеобщей гигиены, наша цивилизация сегодня была бы совсем другой.


Правосудие

Тут история примерно такая-же, как и с гигиеной. В правовых школах запада очень многие юридические термины позаимствованы из латинского языка. Однако, в Римской империи, особенно позднего периода, правосудие для простых людей было совершенно недоступно. Преступление почти всегда было безнаказанно, если оно не имело политического акцента.

Ислам впервые предложил правосудие для всех. Причем, это не такое правосудие, для которого нужно сначала перейти в иной мир, чтобы оно свершилось. Как в других религиях... В Исламе правосудие сложное, с точки зрения процедуры, но эффективное и наглядное. Известно, что в период крестовых походов, многие не-мусульманские народы предпочитали оставаться в Дар ад-дава, нежели переходить под власть крестоносцев. Под властью мусульман, они чувствовали себя более защищенными.

Нельзя отрицать, что очень мрачную тень на исламскую юридическую систему, бросает геноцид армян в Османской империи. Ведь формально, турецкий султан был халифом, и значит был ответственен за любую ситуацию, которую реально не контролировал. Турки оказались настолько никчемными хозяевами империи и слабыми мусульманами, что ваххабиты были вынуждены искать союза с Великобританией против них...


Права женщин:

Ну, тут уж совсем всё просто. Известно, что в любой аграрной культуре, мальчики являются наиболее желанными, перспективными детьми. Когда жизнь в тягость, дети - это не столько цветы жизни, но ценный капитал. И вот в такой "экономике", девочка, к сожалению, является нерентабельным проектом. Даже сегодня в беднейших странах мира убийство новорожденных девочек является распространенным явлением. Наверняка, и где-то в России такое есть. Но больше всего, почему-то, в поле зрения СМИ попадают Индия и Китай. Может, это просто черный пиар..

Несмотря на универсальность проблемы убийства девочек, именно Ислам, впервые, не стесняясь и не замалчивая, прямым текстом обращает внимание именно на эту проблему. В связи с этим постыдным явлением, упоминается не кто иной, как сподвижник Пророка (сас), один из Праведных халифов, Абу́ Бакр ас-Сидди́к.

Ислам, впервые в истории, официально, объявляет о защите прав женщин. Прежде всего, о самом базовом праве - праве на жизнь..

Re: штамп //

Самое главное , чтобы вы , мусульмане во все это верили!

С Наступающим !

Re: штамп //

В смысле: Чтобы соблюдали гигиену, судили по справедливости, и не забывали уделять внимание жёнам? Ну да, этого всем нужно пожелать!

С наступившим!

?

Log in

No account? Create an account